Непонятен ближайший контекст этой книги: здесь пока еще не переведены фундаментальные труды главного научного атеиста мира Ричарда Докинса. Докинс для Коллинза если не сам Сатана, то, во всяком случае, его земное воплощение; в принципе, книга должна была называться «Анти-Докинс» — но, теоретически, ее можно читать и так.
Сам Коллинз, может быть, не такая суперзвезда, как Стивен Хокинг или тот же Докинс, но также ученый самого высокого класса: генетик, на протяжении многих лет руководивший проектом «Геном человека» — тем самым, в ходе которого всего за полтора десятка лет был расшифрован человеческий геном, то есть совокупность ДНК нашего вида, код, записанный 4-буквенным алфавитом и насчитывающий более 3 миллиардов знаков; мало кто всерьез подвергает сомнению тот факт, что это одно из главных открытий за последние сто лет. По версии самого Коллинза, расшифрованы «божественные чертежи», язык, на котором Бог записал человека.По существу, перед нами краткая история науки за последние 150 лет, от Дарвина до самого Коллинза, изложенная в определенном аспекте: насколько все эти новые данные свидетельствуют о существовании Бога — или опровергают это представление. Если эволюция — доказанная реальность, то есть ли в мире место для Бога? Есть, утверждает Коллинз. Наука и религия не противоречат друг другу, факт существования Бога не опровергает все прочее. Все прочее — теория Большого взрыва, антропный принцип, кварки, квантовая механика и принцип неопределенности, теория Дарвина, открытие Криком и Уотсоном структуры ДНК — здесь не менее интересно, чем аргументы, касающиеся исключительно религии. Коллинз, умеющий писать учебники от «я», вообще, замечательный популяризатор; его свидетельства о развитии проекта «Геном человека» особенно любопытны.
Главное доказательство божественного происхождения человека, по Коллинзу, — «нравственный закон внутри нас», факт существования милосердия, бескорыстного альтруизма у человека; такой тип поведения — главная проблема для эволюционистов, его «нельзя объяснить стремлением эгоистичных генов индивида к самосохранению». Краткая экскурсия по распространенным мировоззренческим системам — агностицизм, атеизм, креационизм — заканчивается в пункте «теистический эволюционизм». Именно здесь Коллинз призывает остановиться — милосердно предлагая называть систему, представляющуюся ему наиболее адекватной, термином «БиоЛогос», выражающим веру в то, что Бог — источник всей жизни и жизнь выражает волю Бога. «Бог Библии — также и Бог генома. Мы чтим его и в соборе, и в лаборатории. Его творение величественно, поразительно, немыслимо сложно — и оно не может воевать с собой».
Безусловно, проповедники Царства Божия, потрясающие калькулятором и микроскопом, вызывают чуть больше симпатии, чем их коллеги, вооруженные более традиционным реквизитом; однако даже и так эта книжка вряд ли сможет поколебать чей-либо природный скептицизм — и превратить атеиста в верующего или хотя бы в агностика. Впрочем, у «Доказательства Бога» есть другое несомненное достоинство. По крайней мере, мы теперь лучше готовы к тому, что вот-вот на нас обрушатся убийственные аргументы великого и ужасного Докинса. Типографские машины, загруженные издательством «КоЛибри» и фондом «Династия», уже работают.
Теги:
MichaelWeP написал: