Давайте теперь посмотрим на граждан Украины через призму отмеченных маркеров. На улице останавливают меня люди, которые лба не умеют перекрестить, и спрашивают: «Ой, а что же будет? Там у вас какой-то кризис, передел границ, в какой мы Церкви будем»? На мой встречный вопрос: «А в какой вы сейчас», отвечают решительно «русской» или «московской», но при этом, как я уже сказал, сии граждане не только не знают основ христианства, но они даже (как выясняется в ряде случаев) не знают, где в поселке находится храм! Но жителям центральной и западной Украины рано радоваться: у них ситуация точно такая же, только декларируемая принадлежность звучит как «Киевский Патриархат» или «УАПЦ». На мои вопросы пламенным борцам за автокефалию в Фейсбуке когда они последний раз бывали на исповеди и у причастия, ответ звучит примерно так же, как у наших декларированных членов «русской» Церкви: «Ой, отстаньте от меня с вашими обрядами и прочим средневековьем». Т.е. для многих граждан западной и центральной Украины юрисдикция, с которой они себя формально отождествляют, увы, не связана ни с Таинствами, ни со Христом. Это просто «национальная идея». Давайте будем трезвы и научимся смотреть правде в глаза: как агрессивная вражда против автокефалии, так и пламенные борцы за «Незалежную» (от кого?) Церковь носят явно идеологический характер. Люди, которые идут в храм исповедовать свои грехи и черпать из родника Таинств струю Жизни Вечной, не полезут в церковно-административные вопросы: паства не станет учить пастырей, как им, пастырям, пасти стадо или как им оформлять свои каноны. Но вот политиканы, привыкшие играть на нотках национального самосознания, вписывая это самое самосознание в параметры религии (что в сущности уже есть форма язычества), они пытаются превратить религию в «министерство культуры», т.е. в рычаг идеологического воздействия на массы. Я еще раз подчеркиваю, что эта политиканская игра идет с обеих сторон: и сторонники, и противники автокефалии руководствуются исключительно политиканскими, мирскими соображениями. Религией манипулируют и те, кто связывают Церковь с национальным самосознанием по типу «Русского Мира» или «Третьего Рима», и те, кто используют все государственные и мафиозные ресурсы, чтобы эту автокефалию получить. Честность требует признать, что сегодня это вопрос всецело политический!

Что же делать в сложившейся ситуации «простым людям» и как вести себя священникам?

Священники, как я твердо убежден, должны вести экклесиологическую работу среди паствы. Именно экклесиологическую, а не идеологическую. А относительно вопросов внешних людей, священник должен просто и решительно заявить: «Вы ведь реально не принадлежите к Церкви, вы даже не знаете, где дверь в храм открывается. Мы, реально верующие и принадлежащие Церкви, сами своим внутренним ресурсом решим этот вопрос, исходя из нашего вероучения и канонов. А вы, если вас интересуют вопросы религии, приходите в храм, начните свое знакомство со Христом, с Его Евангелием, с основами веры Церкви». Священник должен вести людей ко Христу, а не морочить им голову церковно-политическими байками.

Миряне же – реально церковные миряне, а не внешние прохожане – должны предоставить князьям Церкви решать вопросы административно-канонического устройства, а сами да хранят Status Quo. Верующие должны думать о своих грехах и о борьбе с личными страстями, а не закатывать истерику по вопросам, которые не касаются их духовной жизни, их веры во Христа. Конечно, я понимаю, что мусолить политические новости куда легче, чем заняться выносом навоза из собственного сердца. Громить храмы «неправильной» юрисдикции легче, чем поправить свои мозги и начать думать о Христе и Евангелии, а не о политических интригах вокруг Церкви.

Как бы ни было обидно моим читателям, но сегодня народ в принципе отсутствует в современном секулярном пространстве. В общем-то, об этом писал еще Рене Генон в своем капитальном труде «Эра индивида», отметив, что скрепы, создающие подлинный народ, утратили свою силу, а потому толпы индивидов собираются вместе только в результате искусной манипуляции и только для достижения разовых целей, которые поставили перед собою манипуляторы. Мы имеем дело как раз исключительно с массами, т.е. с легко манипулируемым, возбудимым охлосом. Люди же, которые принадлежат к Народу Господнему, т.е. подлинно церковные люди, должны хранить внутренний и внешний мир.

А если Константинополь все-таки предоставит автокефалию?

Во-первых, кому? Томос для УПЦ КП в Константинополе даже не рассматривают как вариант. А создание «новой структуры» вокруг прибывших из США и Канады епископов – это, на мой взгляд, фейковая автокефалия. Ну, появится еще одна юрисдикция к числу тех, которые уже имеются. Претензии-то идут на то, чтобы создать Поместную Церковь, а она такими марш-бросками не создается. Те, кто сейчас так опьянены идеей автокефалии должны понимать, что даже если из более 100 епископов УПЦ (которая МП) к новой «автокефалии» присоединятся 10, а из УПЦ КП перейдут два-три, то единства все равно достигнуто не будет. Неужели эта простейшая истина непонятна?

Во-вторых, Константинополь имеет спорные права юрисдикции над Украиной. Нынешнее статус-кво в Украине это просто уже установившийся факт, и нет смысла рыться в архивах и выводить какие-то возражения из документов 500-летней давности! На протяжении нескольких веков Стамбул спокойно признавал права юрисдикции Москвы над Киевом или хотя бы смирялся с таким положением вещей. Оспорить это право не удастся хотя бы потому, что эта земля не пустовала и не Стамбул, а Москва тут на протяжении веков формировала церковную жизнь.

Ситуация между Москвой и Константинополем по вопросу Украины сейчас очень напоминает ситуацию между Антиохией и Иерусалимом по вопросу Катара: Издревле Сузиана (так наз. регион, в котором ныне расположен Катар) входила с безграничные просторы Антиохийского патриархата, «резиновые» границы которого то и дело вмещали в себя все новые и новые земли. Антиохия вела миссионерскую работу на широком пространстве – до Индии, Китая и Монголии. Но уже в сер. V в. влияние Антиохии на постоянно крепнущую и растущую Персию (и все, что далее) ослабевало. В Селевкии-Ктесифоне на Евфрате образовался католикосат Персидской Церкви Востока, не подчиняющийся архиепископу Антиохии. Еще до завоевания Персии арабами (VIII в.) христиане, проживающие в этом регионе, отошли к Церкви Востока, официально не признавшей III Вселенский Собор и потому автоматически считающейся «несторианской» (что все-таки не совсем соответствует действительности). Именно из Бет-Катрайе (сегодня – южный Катар) появился известный в православии и весьма почитаемый святой – Исаак Сирин, епископ Ниневийский († после 690). Он официально принадлежал к «Церкви Востока», но оказался среди сонма святых Православной Церкви. Но в османскую эпоху в Сузиане появились греки, которые не признавали Церковь Востока ортодоксальной и требовали себе право независимо осуществлять свою религиозную жизнь. Протекторат над греками Катара по ряду исторических причин (о которых тут просто нет смысла говорить подробно) исламские власти передали не Антиохийскому патриарху, а Иерусалимскому! Понятное дело, что в тех условиях выживания иерархам было не до того, чтобы оспаривать у султана свои права на кафедру. Т.е. на протяжении нескольких веков Катар оказался в юрисдикции Иерусалима, хотя изначально долгое время находился в юрисдикции Антиохии! И вот, из-за спора о правах на Катар с 2015 г. Православные Церкви Антиохии и Иерусалима пребывают в состоянии «разорванного общения», т.е. не участвуют в совместных богослужениях и не позволяют своей пастве участвовать в служении другой Церкви. Хотя оба патриархата Православные!

Ситуация с Украиной в точности соответствует ситуации с Катаром: Изначально митрополия Киева создавалась в составе Константинополя. Затем созданный в 1589 г. Московский патриархат, согласно томосу, уже не имел в своих пределах Киевской митрополии, поскольку последняя была выделена в особую структуру в составе Константинопольского патриархата. Но по ряду исторических причин Киевская митрополия перешла-таки в состав Московского патриархата, что признавалось или, по крайней мере, учитывалось на протяжении веков и самим Константинополем.

Ну, напишет патриарх Варфоломей «томос» для горстки восторженных поклонников автокефалии, и что? Патриарх Кирилл, как мне кажется, тут же признает автокефалию Турецкой Церкви и признает хиротонии всяких там «старостильников». Благо они популярны в российском Православии! Т.е. Православие в очередной раз, с легкой руки политиканов, и на радость всем врагам своим, упадет «ниже плинтуса» во внутренней склоке. Враги Церкви будут потирать руки и смеяться: «вон они, христиане, готовы поубивать друг друга из-за куска церковной территории».

Но сам вопрос об автокефалии все-таки решать надо?

Надо! Но не теми средствами, которыми пытаются его решить. Во-первых, это не должно быть «политическое решение». Оно должно быть свободным решением Церкви. Во-вторых, это решение не должно быть «решением украинского вопроса», или какого бы то ни было другого локального вопроса. Необходимо пересмотреть и переформулировать общие для всего Православия принципы предоставления и аннулирования автокефалии. Об этом я уже писал в своей статье Вопрос об автокефалии – позор «византийской» экклесиологии [http://www.religion.in.ua/main/analitica/29806-vopros-ob-avtokefalii-pozor-vizantijskoj-yekklesiologii.html]. Т. е. следует решать не локально вопрос по Украине, а универсально – вопрос о самих принципах автокефалии. Но пока что у наших первоиерархов ни желания, ни даже интеллектуальной зрелости для решения этого вопроса нет. А что можем сделать мы? – Только хранить мир и не впрягаться в церковно-политические интриги.

Архимандрит Феогност Пушков

Фото racurs.ua

Теги: