Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: 21 февраля Священный Синод Украинской Православной Церкви провел свое заседание для сведения счетов с архиепископом Александром (Драбинко). Весьма странно это может звучать для Церкви, являющейся народным символом гуманности и доброты. Но одно дело добрым быть, другое – казаться. В маске праведности всегда удобно внешне, но иногда дискомфортно внутренне. От долгого ношения масок можно задохнуться, поэтому при первом попавшемся случае лучше их снять. Хотя бы на малое время. Солидарно, всем вместе. Быть может, некто и ужаснется, увидя подлинные лики признанных праведников. Но оправдание на то всегда найдется, притом в весьма благочестиво завуалированных тонах. Как это и произошло 21 февраля.

«Наклеп на соборний розум Церкви», «дозволяє собі недвозначно порочити своїх співбратів-архіпастирів», «організовує публікацію в антицерковних ЗМІ строго конфеденційних церковних документів» и т.д. и т.п. Никакими, правда, конкретными фактами это не объясняется – записи 23-го журнала Синода довольствуются лишь эффектно пугающими формулировками. Умам людским представляется поле для размышлений и догадок.

Но это еще не так странно. К большему недоумению приводит другое. «Він дозволяє собі в ефірі світських загальнонаціональних засобів масової інформаціївідкрито виступати з критикою рішень Вищої Церковної влади, штучно протиставляючи Священний Синод Української Православної Церкви її Предстоятелю, що єхулою на Духа Святого» (выделено Авт.). При том что за всё время выступлений архиеписокпа Александра была, помнится, лишь одна фраза, которую он обронил тележурналисту ТСН, что "митрополит Володимир був відсторонений від участі в Синоді". Так значит, высказывание архипастырем своего отношения к происходящему, «критика решений» и «противопоставление» Синода Предстоятелю и есть та самая хула на Духа Святого, которая не простится ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:32)? Вот такая неожиданная трактовка Христовых слов. Вот такое немыслимое богословствование.

Среди членов Священного Синода УПЦ много уважаемых заслуженных архиереев, неплохо разбирающихся в богословии. Откуда же такие теологические ляпсусы? В чем причина спешных формулировок, под которыми стоят подписи почти всех членов Синода?

Думается, что ответ содержится в самом вопросе. Спешность. Спешность формулировок может являться лишь причиной поспешности проведения заседания. Определенные члены Синода к этому тщательно готовились и явно спешили: уже Великий пост за порогом, а во время поста заниматься выяснением отношений как-то не совсем уж вовремя. По этой причине митрополит Агафангел собирается за неделю до поста в экстренном режиме провести заседание Синода, чтобы сделать все, «как надо». Блаженнейший митрополит Владимир отменяет задуманное владыкой Агафангелом мероприятие, объясняя это нарушением Устава УПЦ и «нецелесообразностью». И в это же время ведется усиленное шельмование ближайшего соратника Предстоятеля УПЦ околоцерковными кругами, обеспокоенными «проавтокефальными» действиями архиеп. Александра (Драбинко) и ему подобных. 21 февраля члены Синода проведывают своего Предстоятеля, находящегося в больнице, и сразу после этого… проводят то самое беспримерное заседание. Не объясняется, правда, на каком основании. То ли благословение Блаженнейшего «на дальнейшие труды» иерархи расценивают как благословение на проведение очередного заседания, то ли удается реально уговорить на это Предстоятеля, сославшись на вовремя подготовленные «дежурные» вопросы об открытии двух монастырей (и разве мог Блаженнейший владыка отказать в благословении открытия обителей накануне Великого поста?). Однако документ об отмене заседания Синода 21 января, лично подписанный Предстоятелем, так и не отменен.

На всё это рядовым мирянам, духовенству, да и епископату УПЦ остается взирать с растерянностью и смятением.

Лед тронулся. Владыка Александр оказался в роли «козла отпущения», на которого возложили причины всех нестроений внутри УПЦ. Его обвинили в «деструктивных (!) действиях, недостойном поведении, интриганстве» и прочих мерзостях (такого, помнится, не приписывали даже отлученному митрополиту Филарету Денисенко). Хотя именно он на протяжении многих лет был одним из видных стратегов становления современной канонической Украинской Церкви, которое многими, если не большинством, церковными и светскими экспертами оценивается как вполне достойное. И вот теперь недостойным объявлен сам архипастырь.

Обстоятельства последних месяцев "безвластия" Предстоятеля говорят о том, что УПЦ, похоже, меняет курс — нынешний ее status quo кого-то очень не устраивает. И болезнь Предстоятеля оказалась здесь как нельзя кстати – во всем можно сослаться на его секретаря, его «правую руку», обвинив того в ужасающих грехах. Однако при этом  косвенным образом обвинения касаются и самого Предстоятеля Церкви. И это было сделано за 6 дней до Прощеного воскресенья.

Через 6 дней наши иерархи скажут больному Предстоятелю традиционное «простите, Владыко».

Так же, как и владыке Александру. По принципу «сегодня и завтра согрешу – послезавтра покаюсь». А может, вообще не стоит просить прощения у того, кто «интригует», «сеет смуту», «порождает большое искушение среди верующих»? Ведь ему, исходя из церковного вердикта, уже нет прощения «ни в сем веке, ни в будущем»? По крайней мере такой пример подготовки к чину прощения всем церковным чадам показали наши иерархи.

Итак, архиепископ Александр (Драбинко) лишен поста председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ, выведен из состава постоянных членов Священного Синода, уволен с должности главного редактора официального сайта УПЦ, унижен и заклеймен. Но он не низложен. Он молод, ему еще многое предстоит совершить, пережить, духовно обогатиться.

Впереди Великий пост. Пожелаем владыке с великим смирением приступить к нему, принять скорби, духовно очиститься, чтобы затем вместе с нами воскликнуть радостное "Христос воскресе!"

Аксиос, владыко!

Теги: