Как сообщала «Религия в Украине», несколько дней назад клирик Одесской епархии УПЦ протоиерей Андрей Новиков, член Синодальной Богословской комиссии Московского Патриархата, публично обвинил в раскольнической деятельности историка Вадима Венедиктова, который опубликовал в российской «Независимой газете Религии» статью о возможности украинской и белорусской автокефалии. Статья вызвала бурную дискуссию. Помимо протоиерея Андрея Новикова, обвинения против Вадима Венедиктова выдвинул еще один член Синодальной Богословской комиссии Аркадий Малер, назвавший автора статьи приверженцем некоей ереси "крокодилизма". В ответ на обвинения Вадим Венедиктов обратился к секретарю Синодальной Богословской комиссии Московского Патриархата протоиерею Владимиру Шмалию с письмом, текст которого мы предлагаем читателям портала.

Современные богословы: кто они? Обращение в Синодальную Богословскую комиссию РПЦ

Его Высокопреподобию
протоиерею Владимиру Шмалию,
Секретарю Синодальной Богословской комиссии
Московского Патриархата

 

Ваше Высокопреподобие!

 

На днях я узнал о том, что священник Одесской епархии УПЦ МП протоиерей Андрей Новиков, являющийся членом Синодальной Богословской комиссии, публично обвинил меня в раскольнической деятельности в связи с моей научно-публицистической публикацией (Газета «НГ Религий»[1]), заявив следующее: «стоит опровергнуть ложь и раскольническую деятельность Венедиктова»[2].

При этом слово "ложь" по отношению ко мне употребляются протоиереем А. Новиковым в его комментарии четыре раза. Однако никаких реальных доказательств своих обвинений член Синодальной Богословской комиссии так и не привел.

Также я узнал и о том, что другой член Синодальной Богословской комиссии, Аркадий Маркович Малер, цитируя экстремистский и антицерковный ресурс https://lurkmore.ru/, посчитал меня приверженцем ереси «православного крокодилизма», и заявил, что я якобы исповедую эту ересь ровно столько, сколько Малер знает меня[3].

В связи с этими оскорбительными и клеветническими заявлениями у меня возникает ряд вопросов к Вам как секретарю Синодальной Богословской комиссии:

1. Случай, когда протоиерей А. Новиков производит смуту и разделение среди православных, будучи членом Синодальной Богословской комиссии, не первый. Так в 2009 году протоиерей А. Новиков скомпрометировал саму Комиссию, самочинно выступив от ее имени в СМИ по поводу дискуссии относительно снятия анафемы с украинского гетмана Мазепы[4], тем самым создав прецедент политизации богословской науки. Тогда член комиссии архимандрит Кирилл (Говорун) в статье «Существует ли проблема политического богословия?»[5] указал протоиерею А. Новикову на  политический характер его публикаций и выступлений: «К сожалению, мне неизвестны богословские труды отца Андрея – я знаком лишь с его публицистическими текстами и заявлениями, которые зачастую носят политический характер. По мнению многих, они вполне вписываются в то явление «политического православия», которое было осуждено Собором епископов Украинской Православной Церкви (21 декабря 2007 года)»[6].

После этого происшествия были ли сделаны какие-то выводы на уровне Синодальной Богословской комиссии относительно поведения ее члена протоиерея А. Новикова (неуполномоченное выступление от имени комиссии в СМИ, приверженность учению «политического православия», низкий уровень научных компетенций) с целью предотвращения подобных инцидентов в будущем?

2. Заявления о том, что православный христианин уклонился в раскол и ересь являются серьезным обвинением. Суждения об уклонении в ересь и раскол может выносить только Архиерейский или Поместный собор, а не отдельно взятый священник или мирянин. Довольно странно, что протоиерей А. Новиков и А.М. Малер, позиционирующие себя в качестве ревнителей церковной канонической дисциплины, допускают столь грубое нарушение этой самой дисциплины, позволяя себе единолично судить людей, православных верующих, от имени Суда церковного, обвиняя своих братьев во Христе в расколе и ереси.

3. Почему православный священник публично обвиняет меня в расколе со страниц ЖЖ публициста Кирилла Фролова? Допустимо ли православному священнику так судить о православном христианине, не зная его лично, имея лишь отрывочные представления о его церковно-общественной и научной деятельности? С нравственно-богословской точки зрения, не являются ли такие действия протоиерея А. Новикова предосудительными?

4. На каком основании (богословском, церковно-каноническом) член Синодальной Богословской комиссии Аркадий Маркович Малер обвиняет меня в неизвестной Церкви ереси «православного крокодилизма»? Кто эту «ересь» исповедует, исповедовал и является ее основоположником? На каком Церковном Соборе эта «ересь» была обличена? Другие члены Синодальной Богословской комиссии знают о существовании этой «ереси»? Позволительно ли члену Синодальной Богословской комиссии А.М. Малеру вот так безапелляционно обвинять своего православного собрата в ереси «православного крокодилизма»?

5. Кто рекомендовал таких ангажированных персонажей, как протоиерей А. Новиков и А.М. Малер к членству в Синодальной Богословской комиссии? Проводилась ли научная церковная экспертиза трудов и публикаций данных лиц на предмет соответствия критериям православной богословской науки? Каков реальный вклад означенных лиц в деятельность комиссии?

6. Находится ли в курсе происходящего Председатель Синодальной Богословской комиссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси?

Учитывая публичный характер обращенных в мой адрес обвинений, клеветы и оскорблений членами Синодальной Богословской комиссии, я также вынужден сделать данное обращение в Ваш адрес открытым и общедоступным пользователям сети Интернет.

С уважением,

кандидат исторических наук

Вадим Юрьевич Венедиктов

 

25 октября 2010 г. 

Ссылки:



[1] Венедиктов В.Ю. Парад Церковных суверенитетов // НГ Религий. 2010-10-20.

https://religion.ng.ru/events/2010-10-20/3_parad.html

[2] Живой Журнал Кирилла Фролова https://kirillfrolov.livejournal.com/1039932.html?thread=7655228#t7655228

[3] Живой Журнал Кирилла Фролова

https://kirillfrolov.livejournal.com/1039932.html?thread=7674172#t7674172

[4] Аргументы в пользу снятия анафемы с Мазепы не выдерживают критики, отмечают в богословской комиссии Московского патриархата // Интерфакс-Религия.https://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=30069

[5] Кирилл (Говорун), архим. Существует ли проблема “политического богословия”? // Богослов.Ru. Научный богословский портал. https://www.bogoslov.ru/text/403491.html

[6] Там же.

Теги: